Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Владение теорией цвета – важнейший инструмент, 🎨 необходимый при покраске волос. Поэтому курсы колористики, 🧾 позволяющие освоить правила смешивания оттенков красок, 🧴 достаточно востребованы среди начинающих парикмахеров.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Что это такое?

Покраска волос – это не только изменение их тона. Это довольно непростой процесс, проходящий по законам физики, химии и колористики. Но сегодня мы не будем углубляться в физико-химические «дебри». Нас интересует изучение цвета и всего, что с ним связано.

Колористикой именуют науку о цвете, она включает в себя познания о его происхождении, о том, какие оттенки считаются базовыми, а какие – составными и дополнительными. Она учит нас правильному смешению тонов, гармонизации образа с их помощью, раскрывает секреты значения каждого цвета с психологической и культурной точки зрения. .

При подборе оптимального цвета волос используются цветовые круги, которые применяются в художественном творчестве, а каждый новый микстон создаётся по всем правилам субтрактивного смешения цветов

Основные правила

Первым, кто создал цветовой круг и дал ему название, был всемирно известный учёный И. Ньютон. Его система включала 7 цветов радуги. Чуть позже Гёте предложил свой вариант с шестью оттенками: основными были красный, синий и жёлтый, а дополнительными – зелёный, фиолетовый и оранжевый. Известен и 12-цветовой круг Иттена. Дальше всех пошёл В. Освальд, разработавший систему, состоящую из 24 цветов.

Однако у всех этих колористических «помощников» есть сходства:

  • главными цветами являются красный, жёлтый и синий;
  • из кругов исключены цвета-ахроматы.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Давайте теперь поговорим о том, как создаются новые оттенки, и рассмотрим основные законы миксования применительно к парикмахерскому искусству.

Тона, которые находятся справа и слева от того, что находится на вершине треугольника, будут идеально гармонировать друг с другом.

Чтобы нейтрализовать нежелательный оттенок, полученный при обесцвечивании, нужно воспользоваться цветом, который расположен в круге точно напротив него. К примеру, вы получили желтоватый тон, значит, смотрим на схему и видим, что напротив жёлтого находится фиолетовый. Теперь становится ясно, почему все бальзамы и оттеночные средства для нейтрализации желтизны имеют этот цвет.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

На просторах интернета можно найти множество таблиц по смешиванию красок для получения определённого тона. Представим вашему вниманию одну из них.

Рыжевато-каштановый

Красный + коричневый + чёрный

Рыжий

Белый + оранжевый + коричневый

Бургунд

Красный + коричневый + чёрный + жёлтый

Малиновый

Синий + белый + красный + коричневый

Сливовый

Красный + белый + синий + чёрный

Каштан

Жёлтый + красный + чёрный + белый

Медовый

Белый + жёлтый + тёмно-коричневый (шоколад)

Шоколадный

Жёлтый + красный + чёрный + белый

Медно-серый

Чёрный + белый + красный

Яичный блонд

Белый + жёлтый + капелька коричневого

Золотисто-коричневый

Жёлтый + красный + синий + белый

Средне-коричневый (русый)

Жёлтый + красный + синий + белый + чёрный

Светло-коричневый

Жёлтый + белый + чёрный + коричневый

Серый перламутр

Белый + чёрный + капелька синего

Обратите внимание, что в таблице приведено смешение ярких колеров для получения привычных нам цветов. Пропорции каждого из них будут варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от пожелания клиента касаемо насыщенности итогового цвета. Выделение из всех имеющихся цветов 3 основных объясняется тем, что всё вокруг (и волосы не являются исключением) содержит в расцветке именно эти цвета. Разнится лишь насыщенность каждого. Общепринятая система нумерации уровней цветов выглядит так.

  • Единица – это чёрный, десятка – наиболее светлый блондин.
  • С 1 по 3 преобладающим является синий, содержит немного красного колера, жёлтого практически нет. Получаемые тона: каштан, тёмно-коричневый и их оттенки.
  • С 4 по 7 уровень главенствует красный, а жёлтый и синий представлены по чуть-чуть. В этой категории можно получить множество оттенков различной насыщенности.
  • С 8 по 10 на первое место выходит жёлтый. Остальные цвета исключаются.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

А сейчас будем учиться «читать» красители для волос по их номерам. Чаще всего на упаковке вы можете увидеть 1, 2 или 3 цифры. Приведём их расшифровку.

Цифра №1 означает натуральность цвета и его глубину:

1 – чёрный;

2 – очень тёмный каштан;

3 – тёмный каштан;

4 – каштан;

5 – светлый каштан;

6 – тёмный русый;

7 – русый;

8 – светлый русый;

9 – очень светлый русый;

10 – почти блонд.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Среди производителей есть те, что выпускают продукты с номерами 11 и 12 – они означают обесцвечивающие красители. Если на упаковке вы видите только одну цифру, это означает, что тон относится к натуральным, без примесей. Однако большинство продуктов пронумерованы двух- или трёхзначным числом.

Цифра №2 – главный цвет красителя:

0 – натуральный;

1 – присутствует синий с примесью фиолетового (пепельные тона);

2 – есть зелёный пигмент (матовые тона);

3 – присутствуют жёлтый с оранжевым (золотистые тона);

4 – имеется оттенок меди (красноватые тона);

5 – включены красный и фиолетовый (махагон);

6 – есть синий и фиолетовый (оттенки фиолетового);

7 – присутствуют красный и коричневый («гавана»).

Учтите, что 1 и 2 относятся к «холодным», 3-7 – к «тёплым».

Цифра №3 (при наличии) говорит о том, что в красителе имеется ещё один тон, однако, его количество вдвое меньше, нежели основного.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Как же получается тот или иной цвет под действием красителя? Дело в том, что в наших волосах изначально присутствует какой-то натуральный пигмент (исключение – люди-альбиносы). За его насыщенность отвечают эу- и феомеланин. Чем больше эумеланина в составе, тем темнее оттенок. Красящие составы содержат окислитель, разрушающий оба вида меланинов. Отсюда появляется понятие – фон осветления, то есть конечный оттенок, получившийся в результате окрашивания. Для более чёткого понимания термина приведём пример: локоны были обесцвечены и приобрели рыжий цвет, соответственно, фон осветления – оранжевый.

Ниже будет приведена таблица нейтрализации фона осветления.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Правила нейтрализации:

  1. количество нейтрализующего состава указано на 60 граммов красителя;
  2. чтобы получить зелёный, смешайте синий и жёлтый в пропорции 1: 1;
  3. 1 грамм состава = 2 см (при выдавливании из тубы).

Уровень глубины тона

Уровнем глубины тона называется основной цвет волос до покраски, без дополнительных оттенков. На этот показатель влияет исключительно количество меланина в волосяном стержне.

Для удобства и взаимопонимания мастера колористики определили 10 уровней глубины тона и обозначили их цифрами от 1 до 10. Это базовые тона, по цифровому номеру можно судить о его светлости: 1 — самый темный, 10 — самый светлый.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Базовые тона составляют натуральный цветовой ряд, это первая цифра номера любого красителя. Производители красок частично корректируют цифровое обозначение цвета, расширяя или сокращая его. Для этого существует вторая, третья цифра.

Чтобы определить глубину тона, достаточно визуального осмотра. Возьмите прядь на затылке, ближе к корням, уплотните ее, подобно примеру в палитре, и выберите близкий образец. Его номер соответствует глубине тона вашей шевелюры.

Фон осветления и его нейтрализация

Еще один важный для окрашивания прядей параметр — фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.

Окрашивание — это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.

Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.

Важный момент! Каждой глубине тона свойствен свой фон осветления.

Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:

1, 3, 4 тонам соответствует красный фон осветления: очень темно-красный, темно-красный, красный фон осветления соответственно. Вспоминаем, что для нейтрализации красного используется противостоящий цвет в цветовом круге. Это зеленый. Поэтому выбираем зеленый микстон, корректор.

5, 6, 7 УГТ имеют оранжевый фон осветления. Для нейтрализации оранжевого используют синий. 5 и 7 уровни — смешанные, имеют двойной фон осветления, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону соответствует оранжево-красный фон осветления, поэтому используется сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон шевелюры имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор сине-фиолетовый.

На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО: желтый, светлый желтый, очень светлый желтый соответственно. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Возможные действия с фоном осветления:

  • нейтрализация — если клиент желает получить холодный (натуральный) оттенок;
  • дополнительное осветление, повышение глубины цвета — если полученный при обесцвечивании цвет недостаточно светлый;
  • усиление ФО, когда он совпадает с выбранным красителем. Если желаемый цвет глубокий красный, средний медный, светло-золотистый, то необходимости в нейтрализации нет, наш ФО поспособствует проявлению желаемого цвета, сделает результат насыщенным, глубоким.

Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.

Рассмотрим на практике: клиент выбрал краску светлых оттенков, но волосы окрашены темным стойким красителем. Нанесение выбранного красителя на предыдущий не даст желаемого осветления. Для успешного результата необходимо удалить искусственный пигмент из волосяного стержня (получить только ФО), а потом использовать светлую краску.

Что такое цветовое направление

Цветовое направление — это оттенок на локонах, проявившийся в результате окрашивания, не путайте с пигментом (базовым цветом прядей). Например, девушка с медными локонами после покраски — медный считается направлением цвета.

Цветовой нюанс — это дополнительный оттенок, он выделяется в картах красок цифрой или буквой. В маркировке красителей обозначение цветового нюанса стоит после глубины тона (8G, 8/41, 9,60). Третья цифра в маркировке красителя — дополнительный цветовой нюанс, легкий перелив.

Палитры красок от разных производителей могут отличаться обозначением цветового направления, выбранного оттенка. После цифры глубины цвета, вы можете увидеть не цифру, а букву. Это начальная буква названия оттенка на английском (родном для производителя) языке.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Обратите внимание! Две одинаковые цифры после обозначения глубины тона указывают на интенсивность выбранного оттенка. Например, 8/44 — интенсивный медный, 8/77 — экстракоричневый.

Рекомендации профессионалов

Лучшие парикмахеры-колористы действуют следующим образом: они внимательно смотрят на клиента, определяя его принадлежность к тому или иному цветотипу. Потом идёт «разговор по душам», в ходе которого выясняются предпочтения и ожидания посетителя. И лишь после этого мастер рекомендует тот или иной цвет.

Чтобы быть «в теме» и понимать, о чём с вами будет беседовать стилист, мы предлагаем узнать о тех «отправных точках», от которых он будет отталкиваться, и на которые следует обратить внимание вам, дабы составить корректный запрос на результат.

  • Учитывайте свой цветотип. Об этом уже было сказано ранее, но никогда не поздно повторить, потому что этот пункт действительно очень важен и включает 2 шага: определение «температуры» («тёплый» или «холодный» тип) и контрастности. Первый подскажет, какой оттенок волос лучше всего подчеркнёт достоинства внешности, второй – не нужно ли «усилить» черты лица, добавив контраста, или лучше будет их смягчить.
  • Особенности кожи. Желательно прийти к мастеру без макияжа. Он посмотрит на лицо при интенсивном свете и подскажет, какие несовершенства подчеркнёт тот или иной цвет, а какие достоинства выделит. После проведённого анализа и будет выбран оптимальный оттенок или же предложено неоднородное окрашивание: мелирование, колорирование, балаяж, омбре и другие варианты.
  • Самовыражение. Выбирая подходящий тон, вы в любом случае представляете, как он будет смотреться на вас. Возможно, именно «под новый цвет» вы желаете сменить и гардероб, начать по-новому краситься и укладывать волосы. Поэтому до посещения колориста выберите 2-3 лучших, на ваш взгляд, оттенка и прокомментируйте ваш выбор, приведя несколько аргументов. Мастер оценит возможность воплощения ваших идей и поможет скорректировать их.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Особенности окрашивания

Для достижения наилучшего результата при окрашивании волос (как самостоятельном, так и салонном) вы должны чётко ответить на один вопрос, а именно: чего вы хотите добиться в итоге? И тут есть 2 варианта, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Закрашивание седины. В этом случае вам потребуются стойкие красители, содержащие в составе аммиак. Здесь очень важен выбор оттенка, соблюдение времени выдержки средства на волосах и последующий уход. Большинство продуктов из супермаркетов как раз являются аммиаксодержащими, но вы всё равно должны внимательно читать информацию на упаковке, касающуюся именно закрашивания седины.
    Седой волос – это пустой волос, представьте, каким сильным должен быть краситель, чтобы заполнить стержень сверху донизу и закрепиться в нём! Учитывайте это при выборе продукта.
  2. Изменение натурального оттенка или усиление его интенсивности. Здесь немного другая ситуация. Если вы желаете поменять тон волос на 1-2 единицы, то можете подобрать безаммиачную краску – как общедоступную, так и профессиональную. Желательно всё равно предварительно проконсультироваться со специалистом, особенно если вы хотите получить оттенок светлее имеющегося. Если же вы хотите кардинально перекраситься, например, в блондинку из шатенки, потребуется предварительное обесцвечивание волос, и уж тут без парикмахера не обойтись. Конечно, если вы дорожите здоровьем шевелюры и не желаете получить неожиданный сюрприз.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Применение знаний о колористике на практике

Колористика волос позволяет с научной точки зрения объяснить многие явления, с которыми парикмахер сталкивается в своей работе и которые кажутся странными. Например, когда после окрашивания мастер видит на локонах совсем не тот эффект, который он ожидал.

Состав красителей

Следует отметить, что несмотря на богатство палитры, все красящие составы для волос имеют обязательно в своем составе четыре основных пигмента, это:

  1. синий;
  2. серо-зеленый;
  3. желтый;
  4. красный.

Их концентрация может быть различной, но они есть всегда! Каждый производитель красителей по-разному сочетает эти пигменты, используя всевозможные пропорции и соотношения. Таким образом, в каждом флакончике с красящей смесью уже содержится синтезированный оттенок, состоящий из разных полутонов. Например, цвет называется «Пшеничный светло-русый», это означает, что в составе краски преобладает желтый пигмент, но в небольших количествах присутствуют и оставшиеся три.

Обладая этими знаниями о колористике, вы уже вряд ли удивитесь, когда при окрашивании ранее обесцвеченных волос вдруг проявится зеленоватый или синеватый отлив.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Процесс смешивания цветов

Прежде, чем смешивать один цвет с другим, важно выяснить несколько нюансов:

  1. Верно выяснить уровень глубины тона, который имеется первоначально на шевелюре;
  2. Четко определиться с цветом, который клиент хочет в итоге видеть на своих волосах;
  3. Решить, понадобится ли предварительное осветление локонов;
  4. Решить, придется ли в дальнейшем нейтрализовать нежелательный оттенок и подобрать соответствующий цвет.

Весь результат окраски можно упрощенно выразить такой формулой:

Первоначальный цвет волос + Искусственный или натуральный краситель = Итоговый цвет

Колористика для парикмахеров – основной ключ и залог для успешного и изысканного окрашивания волос. Смешивание нескольких цветов в одной прическе позволяет добиться потрясающего эффекта, создать новый имидж, который не будет повторяться нигде. Многоцветное окрашивание в несколько подходит для любых волос: это может быть как короткая стильная стрижка, так и роскошные длинные локоны.

При помощи игры цвета грамотный мастер может визуально изменить овал лица, сделать акцент или, наоборот, скрыть некоторые черты, даже изменить общий образ.

Однако необходимо соблюдать чувство меры, чтобы не получить безвкусную «радугу» в прическе. Найти этот баланс парикмахеру и помогают, как раз, теоретические знания о колористике, а также бесценный практический опыт, ни в коем случае нельзя проводить эксперименты «вслепую».

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Техника сложного окрашивания

Если вы пока имеете приблизительное представление о техниках, для начала советуем ознакомиться со статьей о различиях между окрашиванием и тонированием, прежде чем читать дальше.

Профессиональным мастерам колористики сегодня доступны сложные вариации окрашиваний с бликами и переливами разных тонов и оттенков. Технолог L’Or?al Professionnel Елена Комиссарова отмечает, что к популярным сложным техникам можно отнести такие виды окрашивания, как шатуш, балаяж и аиртач.

  • Шатуш — это техника окрашивания, которая позволяет создать очень мягкие, плавные переходы, придать волосам визуальный объем, рельефность и многогранность. Для этого мастер начесывает пряди волос, на них наносит осветляющий состав, отсчитывает рекомендованное время выдержки, смывает и затем тонирует. При осветлении состав не наносится на корни волос, за счет чего при отрастании получается очень мягкий, незаметный переход. Такое окрашивание не нужно часто корректировать. С помощью техники шатуш можно создать и пастельные пряди, и яркие контрастные — все зависит от желания клиентки и ее исходных данных (натуральные или окрашенные волосы).
  • Балаяж — это техника, с помощью которой мастер создает эффект выгоревших на солнце волос. Дает очень естественный и натуральный результат. В процессе мастер буквально рисует на волосах осветляющим продуктом, выдерживает рекомендованное время выдержки, смывает и затем тонирует. Эта техника красиво смотрится как на прямых, так и на волнистых волосах, придает движение и текстуру прическе.
  • Аиртач — техника мелирования, в которой пряди волос выдуваются с помощью фена и осветляются. В результате получаются максимально мягкие и естественные переходы.

Опытные колористы с легкостью сочетают две-три техники для получения уникального цветового рисунка.

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Виды красящих составов

Колористу для качественной работы нужны исключительно проверенные составы и предсказуемый результат — это могут гарантировать только салонные бренды. Поэтому, конечно, профессиональный мастер никогда не будет использовать бытовую краску из супермаркета или натуральный краситель вроде хны.

Из всего многообразия колористы используют, например, такие разновидности красителей:

  • обесцвечивающие составы (задача таких средств — полностью удалить пигмент волоса с целью дальнейшего тонирования или окрашивания);
  • осветляющие крем-краски (они делают волосы на несколько тонов светлее и одновременно придают им новый оттенок);
  • тонирующие краски без аммиака (их щадящий состав как бы обволакивает волосы снаружи, придавая естественному цвету нужный оттенок);
  • перманентные краски (дают стойкий долговременный результат благодаря аммиаку в составе, проникающему глубоко внутрь волоса и заменяющему имеющийся цветовой пигмент на новый);
  • полуперманентные краски (не содержат аммиака, за счет чего причиняют минимальный вред волосам);
  • красители с пигментами прямого действия (предназначены для креативного окрашивания или — как маски So Silver, Dark Envy и Brass Off от Matrix — для нейтрализации нежелательных тонов).

Изучаем основы колористики или как избежать неудач в окрашивании волос

Заключение

Колористика – это целая наука со своими теориями, законами и постулатами, овладеть этим мастерством на так уж и просто. Парикмахер, который познает всю глубину этого направления, сможет подбирать уникальные образы, создавать на волосах великолепные композиции и удовлетворять запросы самых взыскательных клиенток.

Фото Прически
Добавить комментарий